Invest Realty - Каталог недвижимости
Горячая линия:
+7 (701) 728 26 38

Мы в сети:
Опрос
  1. Недвижимость в каких странах Вас интересует?
Результат
Другие опросы
Статья "Вместе или врозь?", журнал "Homes Overseas" № 31 январь-февраль 2010 г.
14.01.2010

Тема вероятного объединения северной и южной частей Кипра обсуждается сколь горячо, столь же давно. Рапорты об успехе переговоров перемежаются с заявлениями о невозможности вести диалог. Каковы же реальные прогнозы воссоединения, и какую роль в этом вопросе играет тема недвижимости?

Выгодное географическое расположение Кипра, как своеобразного моста между Европой и Азией, не раз оборачивалось для его жителей трагедией. История Кипра – это прежде всего история его завоеваний могущественными державами. Одной из них стала Османская империя, захватившая остров в 1571 г. Несмотря на упорство и мужество киприотов, турецкое владычество продлилось более трех веков и в 1878 г. сменилось господством Великобритании. Долгожданную независимость кипрское государство получило лишь в 1960 г., причем в нем выделялись две самоуправляемые общины – греческая и турецкая.

Однако уже в 1974 г. в результате антиправительственного мятежа греческих войск, находившихся на Кипре в качестве гарантов кипрской независимости, к власти пришла группа радикалов, выступавших за присоединение острова к Греции. В ответ на Кипр были введены турецкие войска, которые захватили 38% территории страны.

В ходе военного раздела острова из турецкой части Кипра бежали, оставив свои дома и все имущество, около 200 000 греко-киприотов, из греческой – приблизительно 30 000 турок-киприотов. С этого момента Кипр разделен на северную (турецкую) и южную (греческую) части, причем граница проходит прямо через столицу острова Никосию. На северной части в 1983 г. была провозглашена так называемая Турецкая Республика Северного Кипра, признаваемая только Анкарой. Республика Кипр, территория которой полностью вошла в состав ЕС, контролирует южную часть острова, а северные территории считает оккупированными.

Шаги к примирению

В 2003-2004 гг. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предпринял активные действия для восстановле­ния единства Кипра. Для этих целей под эгидой ООН была разработана программа воссоединения острова, получившая название «план Аннана». Она была вынесена на референдум в апреле 2004 г. и нашла поддержку жите­лей Северного Кипра, однако подавляющее большинство населения Республики Кипр сочло план неприемлемым и учитывающим только интересы турецкой стороны. На этом произошло фактическое замораживание переговоров.

Следующая попытка договориться была предпринята лидерами двух общин в 2006 г. Речь на переговорах шла о создании технических комитетов, включающих предста­вителей от обеих сторон, для подготовки списка вопросов к обсуждению на каждой из предстоящих встреч лидеров Северного и Южного Кипра. Однако этот этап носил ско­рее формальный характер, так как даже те немногие до­говоренности, которых удалось достичь, не воплотились в жизнь, а технические комитеты и рабочие группы так и не были сформированы.

Толчком к возобновлению переговоров после двухлетне­го перерыва послужило избрание в феврале 2008 г. ново­го президента Республики Кипр - Димитриса Христофиаса. В избирательной программе нового лидера греческой общины острова был сделан особый акцент на то, как важ­но объединение и какую пользу оно должно принести обе­им общинам с экономической точки зрения.

Новый президент Республики Кипр активно включился в процесс возобновления переговоров, и в марте 2008 г. состоялась его встреча с лидером Северного Кипра Мех-метом Али Талатом. На ней было достигнуто принципи­альное согласие о возобновления переговоров о мирном урегулировании ситуации на острове и незамедлительном запуске работы совместных комиссий по подготовке не­обходимой документации. Практическим результатом ста­ло открытие КПП в самом центре Никосии, на пешеходной улице Ледра.

Несмотря на оптимистичный настрой лидеров общин, официальные переговоры под эгидой ООН начались только в сентябре 2008 г. В их основе лежит план, со­гласно которому объединенный Кипр станет двухобщинной и двухзональной федеративной республикой с широ­кими автономными правами каждой из ее частей.

Сложности в переговорах

Во время встреч, проведенных с сентября 2008 г., Димитрис Христофиас и Мехмет Али Талат обсудили шесть разделов будущего соглашения, в том числе ор­ганизацию и разделение власти будущей федеративной республики, отношения с ЕС, гарантии и безопасность, собственность и экономические вопросы. Стороны исклю­чили вмешательство в ход переговоров ЕС и ООН, но не отрицают того, что в сложных технических вопросах они могут воспользоваться помощью европейских экспертов.

Однако, после того как на парламентских выборах в Северном Кипре победила Партия национального единства, опередившая Республиканскую партию во гла­ве с Мехметом Али Талатом, переговоры осложнились. Партия национального единства декларирует раздел острова и создание на его территории двух отдельных го­сударств как единственное решение, возможное для Ки­пра. Согласно опросам, проведенным в сентябре 2009 г., эту точку зрения поддерживает более 50% населения ту­рецкой общины, и только 17% выступают за объединение страны в форме федеративной республики.

Республика Кипр не вполне довольна ходом перегово­ров еще и из-за того, что, несмотря на заранее подготов­ленные обеими сторонами необходимые документы, где были выражены их позиции, лидер турецкой общины начинал обсуждение всех вопросов каждый раз с само­го начала. Характерно, что стороны стали встречаться друг с другом раз в две недели, тогда как раньше были приняты еженедельные переговоры.

Не слишком оптимистичны и данные опроса обще­ственного мнения греческой части Кипра, опублико­ванные газетой Phileleftheros, в сентябре 2009 г., по завершении первого раунда переговоров. Так, 75% греков-киприотов полагают, что переговоры с турец­кой стороной не приведут к объединению острова в 2010 г. При этом 71% считает, что Кипру следует про­должать блокировать переговоры Турции о ее вступле­нии в ЕС, пока та не откроет для Кипра свои морские и воздушные порты.

18 сентября на сессии Национального совета - высше­го консультационного органа при президенте Республи­ки Кипр по решению кипрского вопроса - была принята резолюция, подтверждающая базовые принципы греко-кипрской стороны на переговорах. Среди них - разо­ружение Кипра и упразднение британских военных баз, восстановление базовых свобод и прав человека для всех киприотов, в том числе - право беженцев вернуться в свои дома. При этом отвергается любое решение, кото­рое привело бы к узакониванию существующей ситуации или образованию двух независимых государств.

Два мира, два мнения

30 октября 2009 г. Димитрис Христофиас и Мехмет Али Талат провели очередную встречу в рамках перегово­ров, на которой обсуждался один из наиболее проблем­ных вопросов объединения - недвижимая собственность на северных территориях. Позиции сторон выглядят сле­дующим образом: юг острова настаивает на приоритет­ности прав прежних владельцев собственности, а север стремится переместить баланс в сторону новых. По ре­зультатам встречи помощники лидеров получили задание составить список критериев, по которым будет решаться вопрос о собственности, в частности им поручено под­готовить перечень разных типов и категорий недвижимой собственности и возможных мер по урегулированию во­просов о правах на данное имущество, как, например, компенсации или обмен.

Сторонам удалось пока сойтись только на призна­нии первоначальных владельцев истинными владельца­ми собственности, что же касается распределения прав владения, у каждой стороны есть свое, особое мнение. Обсуждение по этому едва ли не самому болезненному для обеих сторон вопросу продолжилось в конце ноября.

Неподведенные итоги

После того как второй раунд переговоров по объедине­нию Кипра будет завершен, обе общины снова примут участие в референдуме, чтобы проголосовать об объеди­нении острова на новых условиях. Реальным сроком про­ведения референдума сейчас называют весну 2010 г.

Идея политиков о создании двухзонального, двухобщинного федерального государства, которое объединит народы, общество, экономику и которое будет действи­тельно функциональным, кажется вполне реальной. Увы, но социологические опросы общественного мнения жи­телей обеих общин показывают, что прогнозы скорого объединения острова слишком оптимистичны.

Отношение жителей благополучной в экономическом и социальном плане Республики Кипр к предстоящему объединению с бедными северными территориями мож­но назвать скорее негативным, большинство видит в объ­единении только неблагоприятные для юга перспективы. В северной же части преобладает стремление сохранить существующее сепаратное положение дел.

Что же касается недвижимости на северных террито­риях, которая может соблазнить покупателей низкой це­ной, то ее покупка остается крайне рискованной. Право собственности первоначальных (до 1974 г.) владельцев недвижимости признается международным сообществом, и те, кто сейчас использует бывшие дома и земли греко-киприотов на северных территориях, неизбежно стол­кнутся с необходимостью урегулировать ситуацию.

Посмотреть каталог объектов Кипра

Ольга ЛЯДКОВА

Homes Overseas


В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев

Последние Аналитические статьи