Invest Realty - Каталог недвижимости
Горячая линия:
+7 (701) 728 26 38

Мы в сети:
Опрос
  1. Недвижимость в каких странах Вас интересует?
Результат
Другие опросы
Статья «Доход на обочине», журнал "Homes Overseas" № 33 апрель 2010 г.
13.04.2010

Путешествие на автомобиле по незнакомой стране приносит массу открытий. Красоты за окном заставляют задуматься о покупке отеля или ресторана – мысль логичная, но традиционная. А как насчет автозаправочной станции?

Сейчас уже довольно трудно себе представить, но чуть больше ста лет назад никаких заправочных станций не существовало: первые автомобили заправлялись в аптеках – для фармацевтов это был побочный бизнес. Бензоколонки появились в США: первая станция была возведена в штате Миссури в 1905 г. С тех пор этот бизнес рос и развивался, переживая и впечатляющие взлеты, и драматичные падения.

Лучшими оказались послевоенные десятилетия, когда огромные американские автомобили потребляли катастрофическое, по нынешним представлениям, количество бензина. К тому же рост экономики позволил увеличить «поголовье» автомобилей в США с 45 млн в 1949 г. до 119 млн – к началу 70-х. Собственно, и в кризисный 2008 г. американцы купили 13,2 млн машин, но показатели авторынка 1960-х гг. вряд ли будут когда-нибудь перекрыты. Другой причиной появления новых автозаправок была сравнительная дешевизна нефти.
Ко второй половине ХХ в. нефть отвоевала корону у каменного угля. В 1960-е гг., чтобы привлечь потребителя, владельцы бензоколонок выставляли плакаты вроде «У нас на 1 цент дешевле, чем у соседей». Станции, ранее бывшие лишь точками распространения бензина, активно обрастали сервисами (магазинами, мойками и прочим) – теперь такой набор считается стандартным.

Однако начиная с 1990-х гг. рынок начал избавляться от лишних заправок. Так, в Великобритании в 1992 г. было 18 000 станций, а к 2007 г. их стало почти вдвое меньше – 9271. По всей Европе закрылось примерно 20 000 станций, а осталось около 100 000.

Сколько заправочных станций требуется той или иной стране? Точной формулы пока нет. Трудно сказать, зависит ли это напрямую от количества автомобилей или населения страны: в США с населением 280 млн более 120 000 заправок, в Канаде (33 млн) – 14 000, в Италии (60 млн) – 20 000, а в гораздо более густонаселенном Китае – всего около 30 000.

Интересно, что есть страны, где количество станций постоянно растет. Специалисты считают, что особенно перспективны Турция, Мексика, Южная Африка, Кения и ряд других африканских стран.
Колебания на рынке розничной реализации топлива не отменяют главного: заправочные станции останутся востребованными, пока существует автомобиль. Даже переход на новые виды топлива будет означать скорее смену оборудования на заправке, чем ее ликвидацию.

С чего же начать?

Очевидно, что необходима профессиональная проверка всех документов, показывающих возможности станции. Главное, что следует оценить, - ежедневный объем продаж, от которого в конечном итоге и зависит доход который необходимо соотнести с ожидаемыми издержками. Обычно для оценки нанимают адвоката и финансового консультанта (бухгалтера), работающих в связке. Од­нако и личное наблюдение за тем, как проходят будни станции, не повредит - так можно составить представле­ние о целевой аудитории, что всегда полезно.

Выбирая объект для покупки, важно правильно оценить его расположение. Супермаркеты, торговые и развле­кательные центры, индустриальные зоны - всегда очень удачное соседство. Несмотря на это всегда нужно прове­рить, действительно ли данная заправка востребована.

Следует максимально точно узнать, каковы планы вла­стей на эту территорию, собираются ли здесь строить новые дороги или как-то иначе распорядиться прилегаю­щими участками. Изменения инфраструктуры могут быть как позитивными, так и негативными: например, в Европе бензоколонок стало заметно меньше из-за заме­ны традиционных перекрестков на ротонды.

В разных странах формы собственности на бензоколонки разнятся. Чаще всего обо­рудование принадлежит либо владельцу фран­чайзинга, либо обслуживающей компании. Земля может принадлежать владельцу бизнеса, государ­ству или муниципалитету, и это определяет возмож­ности развития станции. Скажем, в Италии требуется согласие владельца франчайзинговой сети на пере­ход предприятия к другому владельцу, а разрешение на установку мойки получают в муниципалитете.

Не повод для сравнения

Достаточно сложно говорить о ценах на подобные объекты (и тем более - об их предполагаемой до­ходности) в отрыве от конкретики: станции примерно одного размера могут стоить десятки тысяч долларов в одной стране и миллионы - в другой.

В Великобритании возведение современной запра­вочной станции, продающей 5 млн л бензина в год, обходится в 2 млн фунтов стерлингов. До 60% суммы уходит на оборудование, полностью скрытое под зем­лей, значительная часть уходит на системы безопас­ности, которые гарантируют экологичность станции и предупреждают об утечке топлива задолго до того, как она станет проблемой. В Европе не стоит забы­вать о наличии колонки с газом.

Сумма кажется внушительной, но, как правило, запра­вочную станцию не строят с нуля, а лишь берут в аренду или управление. В Болгарии, в 30 км от города Хасково, продается заправочная стан­ция 1998 г. постройки, на которой в прошлом году про­водился косметический ремонт, с обновленным оборудо­ванием (3 бензоколонки и 1 газовая), общей площадью 100 кв. м. Цена объекта - 250 000 евро.

В Греции, на въезде в город Салоники, продается за­правочная станция, оборудованная колонками не толь­ко для бензина, но также и для LPG-топлива, с разре­шениями на заправку автомобилей сжиженным газом (пропан-бутан) и сжатым природным газом (метан). Здесь установлены 14 пистолетов компании Aegean Oil, и новый владелец может либо продлить контракт с той же компанией, либо заключить новый договор. Договор аренды на землю будет действовать еще 20 лет. Поми­мо профильного оборудования, имеется мойка-тоннель, мойка самообслуживания, а также точка фастфуда. Станция имеет право работать круглосуточно. Цена предложения - 3,8 млн евро.

В Испании, в провинции Мурсия, продается сервис­ная автозаправочная станция на участке площадью 16 670 кв. м. Имеется магазин, автомойка (для грузо­вых и легковых машин), бар-ресторан; часть площадей сдается в аренду. Здесь заправляют дизельным топли­вом двух видов и бензином всех общепринятых сортов, имеются весы (до 60 т) и ангар (2000 кв. м). Стоимость - 2,4 млн евро.

Можно ли сравнить покупку заправки с другими бизнесами? В Италии за 100 000 евро можно взять в управ­ление рядовой бар в провинциальном городе, который может оказаться прибыльным - или принести за три года 70 000 убытка. Для получения права на управление рестораном в туристическом месте придется выложить от полумиллиона евро (зависит от места, числа посадоч­ных мест и прочих обстоятельств). Даже такую «мелочь», как лицензию на газетный киоск, можно приобрести при­мерно за 80 000 евро - или же заплатить деньги только за аренду помещения, если удастся найти бесплатную лицензию в местном муниципалитете.

Как заработать, как сэкономить

Заправочная станция, несмотря на свою выраженную утилитарность, оставляет простор для творчества: всегда можно придумать, чем еще привлечь покупателя. В глубин­ке заправка может стать средоточием жизни и центром развлечений - как насчет устройства интернет-кафе? В окрестностях туристических центров привлечь дополни­тельное внимание может интересный дизайн станции.

Современные заправки позволяют существенно сэ­кономить на персонале - и это важно, ведь в большин­стве зарубежных стран зарплата и особенно налоги за каждого работника составляют значительную часть рас­ходов. Все большее распространение получают бензо­колонки самообслуживания, однако важно уточнять, что говорит об этом законодательство: в США, например, в двух штатах подобные колонки запрещены. Нако­нец, если удастся развить сеть бензоколонок, это будет очень выигрышным шагом: всякое сетевое предприятие приносит больше дохода на единицу инвестиций.

Так что, проезжая по дорогам той или иной страны, внимательнее присматривайтесь не только к отелям или кафе, но и к заправочным станциям: как знать, может быть, одна из них станет вашей.


В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев

Последние Аналитические статьи